Татьяна Черниговская. Как научить мозг учиться. Читать. Часть 2 — YouFreeTime

Татьяна Черниговская. Как научить мозг учиться. Читать. Часть 2

Татьяна Черниговская. Как научить мозг учиться. Лекция

Продолжение лекции Т.В. Черниговской «Как научить мозг учиться». Лекция была прочитана в честь 5-летия школы «Репное» в рамках проекта «Открытое пространство» в июне 2015 года.

Лекция «Как научить мозг учиться». Т.В. Черниговская. Часть 2. Текст

Ввиду большого объема материала текст лекции разбит на 2 части.

Первую часть см. Как научить мозг учиться. Т.В. Черниговская. Часть 1.

Что происходит в мозгу при умственной нагрузке?

У нас сейчас есть очень замечательная техника, которая позволяет увидеть, что происходит в мозгу, когда мы занимаемся чем-либо. Мы можем увидеть там и состоянии злобы, и депрессии, но не стоит слишком доверять этому, потому что мозг сложнейшая система, а вот такие картинки, которые мы видим в научных статьях — результат математической обработки.

Это не фотография. Пятнышки — это результат того, как мы сосчитали, а если мы сосчитаем иначе, то получим другие пятнышки. Поэтому, если речь идет о медицине и наличии опухоли — то это одно, а когда речь идёт о том, что происходит в мозгу, когда я вспоминаю «Белеет парус одинокий» — то это совсем другое.

Кстати, про «Парус одинокий».  Вот представьте себе, что вы приходите в Институт мозга, и вам говорят: «Отправляйся в компьютер и вспоминай стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий», а мы посмотрим, где оно у вас мозгу расположено». Ну это сразу «садись, 2» и вообще уходи. Но предположим, что вопрос поставлен именно так. И при этом вам говорят: «Ты, главное, не глотай, о посторонним не думай и не шевелись».

Итак, вы легли туда.

Во-первых, в этот момент вы вспомнили, что у вас были скачки напряжения, вы забыли выключить компьютер, и сейчас оно скакнет и сметет все. И вы от этой мысли избавиться не можете.

Во-вторых, у вас, предположим, чешется пятка. И вы ни о чём не думаете, кроме как эту пятку почесать.

В-третьих, вам сказали «не глотай», но оно глотается.

В-пятых, ты думаешь: «Какого чёрта я сюда пришел? Они обещали про «парус одинокий», а найдут опухоль».

То есть, ты начинаешь волноваться. Компьютер это всё видит, фиксирует, и после этого специалисты будут вам рассказывать, что «белеет парус одинокий» находится в вашей голове там-то.

Обучаемость

Есть люди быстро обучаемые и медленно обучаемые. И у них будут разные картинки мозга.

ОбучаемостьНеважно, что здесь нарисовано в данный момент, я просто ваше внимание привлекаю к тому, что все люди разные. Извините, что такую тривиальную вещь говорю. Из того, что человек учится быстро, не следует, что он очень умен, из этого следует, что он быстрый. Возможно, он при этом очень умный, но еще раз повторяю, Энштейна в школу с трудом взяли, говорить он начал поздно, ничего не соображал, считали неудачный ребёночек, а это – сам Энштейн. Из того, что он медленно двигается, не следует ничего, кроме вывода что он медленно двигается. Никто не должен скакать вверх на шесть метров с шестом, понимаете? Мы так не договаривались.

Конечно, есть и такие вещи, как страх, любовь, веселье… И при всём моем скепсисе, мы можем показать где страх, где любовь и где веселье в мозгу, и мы можем сказать: «Это человек, который находится в таком-то состоянии».

Эмоции

Эмоции в мозгеМы даже можем сказать наверняка, когда мозг слушает музыку. Или он сейчас, вероятно, решает какую-то вербальную задачу. Но не трудно, я думаю, догадаться, как это делается. Там тысячи миллионов тонн картинок, в которых действительно было известно, что они решают такую задачу, а теперь нам показывают мозг, про который неизвестно. Компьютер начинает гонять эти картинки и говорит, что «вот такой мозг, когда такая картинка, а это бывает тогда, когда он стихи вспоминает». То есть, вообще такая возможность есть.

Вот какой возможности нет, тут я уже со всеми своими коллегами и друзьями ругаюсь – чтение мыслей. Коллеги считают, что близок тот момент, когда мы с помощью томографа сможем читать мысли, я считаю, что нет. Я считаю, что мы можем успокоиться, по крайней мере на какое-то время. Что мы можем сделать? Мы можем сказать «вероятно вот тут», но мы не можем сказать, о чём он думает. Содержание мысли нам не известно. То, что человек считает, или читает, или слушает, или вспоминает какие-то картины, когда он в теннис играл, вот это мы видим. А вот про что человек думает, и умножает ли он 3 на 8, или 15 на 44, это, извините, не известно.

Оптимисты говорят: «Подождите, не то еще будет».  Тогда надо вообще отсюда съезжать на куда-нибудь другую планету.

Языки

Кстати, насчет билингвов и монолингвов. Тоже интересная вещь, что происходит в мозгу у людей, которые знают больше чем один язык. Если мы с одним-то языком не можем разобраться, такая это сложная картина, то что говорить про несколько языков?

Например, в ситуации синхронного перевода, когда мозг с большой скоростью перескакивает с одного языка на другой. Не понимаю, просто, как переводчики это делают. Я один раз жизни переводила синхронно. Нет суммы, за которую я согласна это сделать еще раз. Недаром у них есть временные рамки, после 20 минут их выносят на травку кислородом подышать, голова взрывается.

Мозг при синхронном переводеВидите, даже по картинкам мы можем увидеть, с какого языка на какой он переводит или какой язык он лучше знает.

Вот, например, мой прогноз был бы, что мышление на том языке, который он лучше знает, имеет бо́льшую мозговую активность, а на самом деле – меньшую, потому что бо́льшие усилия у него уходят на то, чтобы работать языком, который он знает меньше. Поэтому, активность будет больше на слабом языке. Я не про язык на самом деле говорю, а про то, что в мозгу вообще делается.

Вот видите, мы знаем, что происходит, когда, скажем, человек переводит с английского на финский.

Мозг при переводе с английского на финскийИ это всё ещё нужно умножить на то, какой у него язык основной — финский или английский. То есть, я этим просто показываю, что современная техника правда очень много может и в медицине, и в фундаментальных науках.

Когда развиваются зоны мозга у детей?

Мы должны знать, что не все зоны мозга одновременно развиваются. Когда мы начинаем разговор про детей, то невольно приходим к вопросу об обучении. Говорят, что в престижных школах ребенок должен тесты всякие проходить и какие-нибудь силлогизмы решать. Несчастный ребенок, 6 с половиной лет, приходит в школу, а ему говорят— эти треугольники конгруэнтны или нет? Лишить дипломов этих людей, которые такие вопросы придумали для детей, а может быть даже и пусть улицы пометут некоторое время! У ребенка не созрели те части мозга, которые отвечают на такие вопросы, их просто нет. Зоны, которые решают трудные логические задачи, вырастут примерно к 18 годам, ну плюс-минус, в зависимости от индивидуума. Самые главные наши мощные сложные зоны развиваются до 20 — 22 лет, поэтому не стоит думать, что ребенок так ровно зреет. Вот у него что-то зреет, а что-то будет медленно зреть, поэтому я пишу — неоднородность, гетерогенность, развитие разных отделов мозга. Это учителя должны знать, это должны знать и родители.

Нельзя к ребенку предъявлять требования, для которых у него мозга еще не хватает. Ну, конечно, если его колотить начать или током бить, так может он научится, но наша задача какая? Как выглядит настоящая задача для тех, кто тестирует детей для отбора в престижную школу? Они хотят выяснить способный ли ребенок или (и я голосую за второе) они проверяют платежеспособность семьи, каких набрали репетиторов, насколько злобные родители, которые из ребенка уже все кишки вынули. Что проверяется такими тестами: интеллект ребёнка или тщеславие его родителей? Мамаша сумасшедшая, она же не могла родить никого кроме Бетховена, это же и дураку понятно, правильно? Только Энштейн или Бетховен могли из неё вылезти, а если четыре года ему, а еще ничего не произошло, ни симфонии, ни теории относительности, непорядок же.

6-7 лет – это очень важный период для ребёнка. Это, так называемый, период школьной зрелости. Это термин. 6-7 лет — это не то, что написано в паспорте, а его реальный биологический возраст, который нужно определять. Я не предлагаю всех детей прогонять через энцефалографию, но можно сделать проверку — он дозрел до уровня, когда его будут спрашивает про конгруэнтность или пусть ещё с мишкой дома играет?

В первом классе не должен стоять вопрос о теории относительности, нужно определить: 2 мишки + 3 мишки, сколько мишек будет? Не надо ребёнку голову морочить, он не должен выступать с политинформацией на тему «Что говорили на последнем партийном съезде».

Вот пример из моего личного опыта, когда сын был в первом классе: «Расскажи Ваня во вторник, что в прошлую среду Брежнев говорил на съезде партии». Я решила, что я спятила. Пришлось сказать ребенку следующее: «Ваня, садись, слушай меня. Твоя учительница – дура». Я знаю, это антипедагогично, но у меня был выбор, согласитесь: дура либо она, либо я. Тут без вариантов, мой выбор был определен. Я продолжила: «Это не избавляет тебя от того, чтобы делать домашнее задание на завтра в полном объёме, но просто имей ввиду, что не всё, что она говорит, соответствует реальности». Ну со всяким может беда случиться, не уродилась.

С письмом и чтением всегда большие проблемы. Не стоит думать, что это в какой-нибудь деревушке одинокой на берегу океана. В столицах дети в шестом-седьмом классе часто читают по слогам, они с трудом справляются с техникой чтения. Если вы спрашиваете про то, что они читают, это ставит их в тупик, потому что все их, извините за грубое слово, когнитивные силы ушли на то, чтобы пробраться сквозь эти штучки-закорючки. О содержании и речи нет. Почему так происходит? Как вообще такое случилось? Это действительно какая-то мутация идет?

Я не утверждаю это, потому что для того, чтобы это утверждать, нужны массовые генетические обследования людей, чего не происходило, но то, что таких людей очень много — факт. И это не связано с уровнем интеллекта. Это может быть ребенок, который выигрывает мировые олимпиады по физике и математике, то есть с интеллектом у него полный порядок. При этом он может сделать 40 ошибок на странице. Попробуйте на спор сделать 40 ошибок на странице. Специальная большая работа. Нет, ну их не сделать просто. Это значит, что что-то там замкнуло на полную катушку. Что случилось? Почему он номер один в мире по математике и номер ноль в мире по простой вещи, которую умеют делать все? Как это вышло?

Мужчины и женщины

Я терпеть не могу гендерные исследования. Прямо вам скажу — просто ненавижу.

Тем не менее, мужской и женский мозг отличаются. Это не в смысле какой лучше, а какой хуже, это разные мозги. Половые отличия в мозгу есть. Предупреждаю, это не феминистическое заявление. Женский мозг более эффективно работает.

Но у женщины особая роль: она должна хранить очаг. Это значит, если переводить на бытовой язык, она должна максимально не поругаться с соседями, вовремя осознать кто враг, а кто друг, то есть прям применить зеркальные нейроны, в том числе она должна крутиться в постоянно меняющейся обстановке. Это жизненно важно, потому что у неё есть материнский инстинкт — детей сохранить, поэтому у неё все рецепторы открыты на этот опасный мир, она его обозревает, она тренирует свой мозг. У неё с белым и серым веществом все в порядке. Говорят, что женщины истеричны и слабы, а мужчины о-го-го и все викинги. Слушайте, мы не сегодня родились. Вы что, не видели истеричных мужчин никогда? Лично я их встречаю ежедневно пачками, а также я встречаю невероятно сильных мужеподобных (даже если они внешне так не выглядят) женщин, которая снесёт полпланеты, если ты ей дашь только волю, то есть, с очень сильным мощным характером, с большой энергией и так далее.

Неправильно поставлен вопрос. Это всё не делится на мужской тип характера и женский тип характера. Это мы эти слова придумали. Сами придумали, сами в них запутались. Это не про то разговор. Но! Женщин и мужчин нужно по-разному учить.

Как учить мальчиков

Я примерно год назад вдруг наткнулась на это, с английского перевела.

Во-первых, мальчиков надо держать в холоде. Причём автор, а это очень серьезная научная работа, был в британских школах, причём в дорогих частных школах, это важно. Почему? В дорогих никто не экономил электроэнергию или уголь. Он почувствовал, что холодновато, а в девичьих школах, значит, не холодновато. И он говорит: «Почему у вас так холодно?», а они говорят: «Мы давно, за столетие это поняли». Британцы, понятно. Если, не дай Бог, температура будет на градус или на 2 больше, то мальчики просто насмерть засыпают и всё, они вообще не воспринимает никакую информацию, просто спят. Они только в холоде себя хорошо чувствуют.

Во-вторых, они очень любят активное времяпрепровождение. Должен быть контакт, у них должно быть много пространства, им надо не запрещать бегать, они должны энергию выбегать, так сказать. И они должны участвовать в совместном деле, у них очень важна состязательность, гораздо более важна, чем девочкам, и мальчиков нужно все время хвалить. Правда, в ответ на это говорят, что, когда он выйдет на улицу, ему там покажут, какой он гений. Правильно, покажут, но и остальным покажут. В любом случае, он должен всё время получать подпитку на тему: «ты лучше всех», «ты так решил задачу 2 плюс 3, как никто в мире никогда не решал», «ты просто молодец», «я тобой горжусь». Это им эндорфинов добавляет, чтобы радостнее жилось.

Как учить девочек

А как учить девочек?

Во-первых, много цвета должно быть, девочки это любят.

Во-вторых, они очень любят доверительные отношения с учителями, чтобы глаза в глаза можно было посмотреть. «Ах, какие у тебя косички». «Ой, Марь-Иванна, какое у вас ожерелье сегодня!».

В-третьих, вещь, про которую я не знала. Нужен, как исследователи говорят, controlled risk (контролируемый риск). Вот это, кстати, для меня была новость. Не говорить «ты же девочка, у тебя белые гольфы, чего ты носишься как ошалелая, упадешь, гольфы будут грязные». Нет! «Подлая» учительница должна подстроить так, чтобы она упала, но в такую ямку, где она ноги-то не переломает, но ссадина будет, чтобы она знала, что ей делать в случае, если она по-настоящему упадёт. Она не должна в обморок сразу падать, а должна знать: вымыть, посыпать, снять, забинтовать. То есть, девочек надо специально подвергать такому риску, но контролировать его.

Аутизм

Знаете ли вы, что проблема аутизма в мире очень большая, и что несопоставимы проценты мальчиков и девочек. Аутистов-мальчиков существенно больше, чем аутистов-девочек.

Мальчики, которые в глаза не смотрят — один из таких бытовых признаков. Он избегает eye contact («контакт глаза в глаза»). Если перед вами ребенок, который избегает взгляда (не потому, что соврал или конфеты украл, а просто так), надо отнестись к этому внимательно. Может это и случайность, а может и не случайность и признак аутизма.

Хотя у меня нет сейчас возможности про это говорить, но в каком-то смысле раздельное обучение мальчиков и девочек имеет смысл. Может на балах надо, чтобы они познакомились друг с другом, но это как бы другой модус, другое общение.

Как занятие музыкой влияет на мозг

Это не десерт. Это не то, что хорошо, когда девочка или мальчик знают кто такой Чайковский. Я не про это говорю, это и так очевидно. Я говорю про другое, про вещи, которые вообще почти совсем новые, их большинство людей не знает, это из научной и совсем современной литературы.

Как занятие музыкой влияют на мозг

Занятия музыкой, которые рано начаты, очень ускоряют и активизируют работу мозга. Именно музыка, потому что это другой тип, совершенно другой тип мозговой работы. Люди, которые рано начали заниматься музыкой, Альцгеймера своего отодвинут. Вы понимаете? Хоть это прямо к этому не относится, но такая «музыкальная» работа – это рано полученная очень интенсивная тренировка. Причем какая тренировка? Эти долготы, длинноты, обращение внимания на то, где ударение было после этого, а это было до этого… Это абсолютно другая мозговая работа, она вовсе не про «важно ли, чтобы он играл «Жили у бабуси два веселых гуся», он и без этого проживет жизнь. Это не на тему гусей, а на тему тренировки нейронной сети.

Качество нейронной сети улучшается у тех, кто занимается музыкой, пластичность мозга лучше, потому что он тренируется особым образом, влияет на состояние мозга в пожилом возрасте. В частности, нам известно, что пожилые люди начинают плохо разбирать речь и не потому что у них уши плохие.

Вот я всегда привожу пример из личной жизни. У меня была бабушка, которая не дожила до ста 3 месяца, к сожалению. Была умнее меня в 800 раз, совершенно замечательная женщина. И стала она в этом возрасте не слышать, что в телевизоре. Она очень умной была, говорила: «А что, собственно, там смотреть? Там идет сплошная реклама, изредка перемежающаяся сюжетами, за которыми я не успеваю следить. Я не разбираю, что они там говорят». И я вот, сапожник без сапог в чистом виде, думала, что слух ухудшился. Я из Америки, еще не было здесь ничего, привезла какой-то аппаратик, который не видно было, а она все равно говорит: «Громко, только ничего я не понимаю».

Даже это, оказывается, на меня не повлияло, хотя это мои профессиональные знания, я должна была это знать. Ухо-то здесь причем? Чем больше я добавляю децибелов, тем хуже дело. Это не ухо, это мозг перестал расшифровывать. Ей лезет децибелов сколько надо, она не «не слышит звук», она «не идентифицируют этот звук». Это совершенно другая вещь. Поэтому, когда музыкой люди занимаются, вот это качество влияет на распознавание, потому что мозг привык анализировать тонкие отличия в физическом звуке.

Стратегия учения

Забывание, отвлечения, перерывы и сон являются не помехой в овладении каким-то материалом, который вы должны выучить, а помощью. Когда говорят: «Ты отвлекаешься, поэтому ты не можешь выучить» – ничего, отвлекается и слава Богу.

Самое лучшее, что мы можем для себя сделать — это быстро что-то выучить и спать лечь, потому что сон – перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть. Ведь мало запомнить, нужно вынуть. А вынуть нельзя, не вынимается. Для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь. Это доказанная вещь, я говорю не анекдот, а факт нейронауки. Происходит работа, которая переводит полученные вами знания из гиппокампа в передние зоны мозга, откуда вы их и сможете изъять.

Я думаю, все помнят ситуацию, когда ты по-настоящему готовишься к экзамену, не врёшь, что готовишься, а на самом деле готовишься, приходишь, вытаскиваешь билет, точно знаешь, что учил… Пусто, ничего. Получаешь двойку, возвращаешься домой, в горе ложишься спать, утром просыпаешься, ты ничего больше не учил второй раз, и ты всё это знаешь. Где оно было? Оно где было?! Оно же было там! Значит, вы добраться до этого не могли. И чтобы добраться, мозгу нужно дать время и возможности. Время— это понятно, а возможности — это спать лечь. Поэтому ночью перед экзаменом надо не работать не потому, что смертельно устанешь и не сможешь концентрироваться, а по причине, которую я сказала.

Кроме того, отвлечение — это хорошая вещь. Если он хочет лежать вверх ногами на полу и при этом пожирать килограммы конфет — на здоровье. Какая разница, где он будет учить? И почему он должен сидеть-то прямо за столом? Это индивидуальные вещи. Одному нужно, чтобы была музыка, другому нужно, чтобы её не было.

Стратегии учения 1Кроме того, обучающийся, а также и учитель, должен осознать, что происходит. Человек это выучивает для того, чтобы завтра сдать зачет и забыть (что бывает очень частой ситуацией, ничего в ней плохого нет) или же собирается быть профессионалом в этой области, или должен всем показать какой он крутой, или он буду двигаться медленно, но зато так, что потом покажет всем кузькину мать. Нужно понять, что происходит. Ты сам кто такой? Вот надо ли тебе учить это всё? Или тебе надо просто экзамен сдать? Почему я не могу лежать в это время? Или почему я не могу учить это в кафе? Какая разница? Если ваш мозг организован так, что ему нравится работать таким образом, да на здоровье.

стратегии учения 2Перерывы обязательно должны быть. Движения очень помогают, потому что тело запоминает, включается дополнительный фактор — в это время я прыгал, или в это время на велосипеде ехал. То есть, это всё вещи, которые, на первый взгляд, являются отключкой, так сказать, от дела, а на самом деле это вовсе не оно, они помощники.

Стратегии учения 3Есть способы, как можно научиться концентрации. Тренировка памяти – как игра. Этим можно специально заниматься — тренировать не выучивание данного урока, а выучивание того, как запомнить. Это совершенно другое учение.

Методы запоминания

У меня коллега есть, которая преподает древнегреческий. У греков, оказывается, такая была мода: они, ложась спать, должны были вспомнить максимально подробно, что они делали с момента, когда проснулись. Вот проснулся, повернул направо, налево, потом пошёл, кого встретил, в каком порядке и так далее. Вот оно, две тысячи лет назад люди знали, что с этим делать.

Кроме того, есть свои методы запоминания. Одни любят, что бы были таблички, а другие, как я, вспоминают: в какой книге это было написано? Чёрт его знает! А как там это было изображено? Помню, жёлтенькая была книжечка, помню я, как дура, поставила на неё чашку с кофе, и на этой странице у меня чашка эта отпечаталась, потому что я ненавижу, когда с книгами так. А вот что там было написано?! Я не обещала никому, что я должна запоминать так, как компьютеры. Я вообще никому ничего не обещала. Как могу, так и запоминаю, это моё личное дело. Мне главное знать, КОГДА я буду это делать. Я – сова, если я раньше десяти вечера сяду делать что-нибудь осмысленное, не бумажки перебирать или файлы листать, а думать, когда мне самой писать надо или еще что-нибудь — чистая трата времени. В моём случае. Это не значит – во всех. Я знаю людей, которые в 5 утра встают и работают как чумовые до 8 утра. Да мне лучше сразу утопиться в речке, я просто не могу этого делать и не смогу никогда, бесполезно.

То есть, вот то, что я и студентам говорю, и вам, извините за такую настырность: лучшее, что мы можем для себя сделать — это с собой познакомиться как можно раньше. Я какой? Я активный или я люблю сидеть? Я люблю быть на сцене и мне нравятся аплодисменты или я люблю сидеть в углу, чтобы у меня настольная лампа была, и чтобы только никто ко мне не подходил? Тогда я должен работать в архиве, чего я лезу-то на сцену, устраиваю себе стресс? Я умный или глупый? Ну себе-то можно это сказать? Я красивая или некрасивая? Я другим могу голову морочить, но один раз можно войти в ванную комнату, смыть косметику и посмотреть внимательно. И себе сказать: «номер не вышел». Нет, но себе-то надо. Нельзя врать себе. Да, это очень сложно, жизнь вообще сложна. Другим можно соврать, но себе врать не надо. Это как кот со львом, когда ты смотришь в зеркало, ты должен кота увидеть, не льва, потому что другие могут увидеть кота, когда ты думаешь, что ты – лев.

Кем я хочу быть?

Кем я хочу быть? Может быть я красавица и умница и всё. Хочу быть женой. Хочу рожать 18 детей. Не хочу учиться в университете. А что, надо? Обязательно надо? Я, зато, пироги пеку, как никто. Надо решить — моя цель какая? Просто всем нос утереть — это одна задача. Продвинуться в науке, потому что я хочу, чтобы мне рукоплескали — другая задача. Занимаюсь наукой, потому что мне страшно интересно — мой случай. Как только мне перестанет быть интересно, я закончу в первую секунду, я вам клянусь.

Что мы делаем? От этого зависит как мы учимся. Я учусь, чтобы мне марксизм-ленинизм завтра сдать, если я не сдам, меня выгонят из университета. Это не значит, что я хочу знать, что они написали там. И даже последнее, что я хочу знать – что они там написали.

Можно написать много шпаргалок, я так и делала, разумеется. Полная сумка шпаргалок — хорошее дело, потому что моя задача не выучить, а сдать.

Обучение меняет мозг

Я хочу сказать, что обучение меняет мозг. Это очень важная информация. У всех у вас, включая меня, за то время, пока мы здесь сидим, мозг изменился. Каждый из нас должен отдавать себе отчет, что тот мозг, с которым мы пришли в этот мир и тот мозг, с которым мы, каждый в своё время, предстанем перед Создателем — это совершенно разные структуры.

И не потому, что мы выросли, постарели, ухудшилась память – это само собой. Наш мозг, с которым мы земную жизнь заканчиваем, это тот мозг, на котором написан наш личный текст: какой губной помадой пользовалась, чего ела, чего пила, с кем общалась, что читала, какие юбки носила, кто были мужья. Весь текст — это ваш текст, личный текст. Ни у кого другого такого текста нет. Это серьёзное дело. Этот текст меняется каждую секунду или даже миллисекунду. Всё, что мы сейчас говорим или слушаем – оно уже там лежит, этот мозг уже другой, и он меняется физически. Меняется качество и количество нейронов и нейронных щупалец, всех этих дендритов-аксонов. И даже та среда, в которой лежат эти нейроны, меняется. Количество и величина нервных волокон меняется в зависимости от того, как и что мы учим. То есть, это – физическое изменение. Эффективность серого и белого вещества, которое обеспечивают наше мышление, меняется.

Вот так это выглядит. Я не понимаю, как по такой сети может быть какая-нибудь информация хоть куда-нибудь прийти. Это не рисунок, а электронная микроскопическая фотография некоторой части мозга. Вот как ЭТО содержит Шекспира, E=mc2?

Можно тренировать, я повторяю, отдельно память, отдельно внимание, отдельно скорость…

Когнитивная гибкость

Когнитивная гибкость. Может быть вот здесь на секунду остановлюсь. Как быстро переключать внимание с одной задачи на другую? Это в обычной жизни, может быть, не так и важно, но, предположим, вы находитесь в ситуации стресса, когда вам надо очень быстро принять решение. Например, едете в машине, стоит столб… Некогда вспоминать траекторию полёта машины, тангенсы-котангенсы здесь не годятся. Здесь нужен очень быстрая, глобальная, если научным языком выражаться, гештальтная оценка ситуации, всей сразу. Мозг должен быть тренирован на это. И, я повторяю, это можно тренировать.

Быстрая адаптация к меняющимся условиям: всегда было так, только сегодня не так, а я привык так. Привык — проиграл. Ситуация уже другая. Всегда была такая, а теперь другая.

Эффективное переключение с задачи на задачу

Эффективное переключение с задачи на задачу, тренировка себя на то, чтобы выполнять одновременно несколько вещей не потому что нужно, а потому, что это – тренировка. Я, например, делаю много вещей параллельно не потому, что я такая способная, заслуги моей никакой нет, оно вот выходит так. Я даже люблю, когда читаю несколько книг одновременно. Не в смысле они все рядом лежат, а в смысле я привыкла переключаться, мне нравится.

Принятие решений

Никто не обещал, что логическое принятие решений – самое лучшее. Нет. Есть ситуации, в которых логика не помогает вообще, она просто не действует. Значит, надо уметь решать не логически.

В качестве одного из примеров: есть компьютерные программы, которые играют в шахматы. Мы знаем, что уже всех чемпионов обыграли, всё, полный завал. Значит, там, где идёт счёт, нам не переиграть компьютеры — суперкомпьютеры, бесконечная память, невероятная скорость, триллионы операций в секунду и количество этих триллионов растёт с огромной скоростью. То есть, мы это проиграли. А игра в го? А как справляется компьютерный алгоритм с ситуацией случайности, а именно кости, а ситуации истерического решения?

О пользе бесцельных размышлений

Это, между прочим, научная вещь. Мысли сами бродят, оно само пришло в голову, я не знаю, как оно получилась. Не надо себя останавливать. Если ты ходишь и у тебя не известно, что в голове происходит, вот как-то оно там мелькает – это и есть та среда, в которой происходит открытие. Это точно известно.

Некоторые дорогие фирмы в Японии нанимают себе сотрудника, который страшно раздражает всех, потому что он получает большую зарплату и не делает ничего, всем мешает. Он ходит то ноги на стол положит, то пристаёт, то что-то смотрит, кофе пьёт, когда все японцы, как чумовые, работают. Вот так он ходит года полтора, потом говорит: «Мне кажется, нужно сделать вот так». Три миллиарда доход. Что он делал всё это время? Вот он что делал? У него такая голова.

Другой вопрос, что такого человека надо унюхать, как-то обнаружить, что он из таких. Мы не знаем, какая информация играет. Что его навело? Он увидел, как птичка летает. Батюшки, так вот в чем дело! И это вовсе не про птичку, эта птичка просто его толкнула на определенный шаг.

Заключение

Напоследок вот что скажу. Это тоже не рисунок карандашом, а результат обработки того, что происходит в мозгу.

Связи в мозгу при решении задач

Эти нити показывают связи, которые есть между определенными отделами мозга, в то время как он решает какую-то задачу.

Я, собственно, вот на этом хочу закончить, имея в виду, что, конечно, современная техника абсолютно невероятной мощности, и она растёт, и растёт, и растёт… Во всем мире огромные деньги идут сейчас в эту область. Например, в Соединенных Штатах есть проект «Brain» с огромными инвестициями как частных компаний, так и федеральных. В европейской среде есть несколько проектов, посвященных мозгу. Капитализм деньги считает. Раскладываются такие деньги, все понимают, что именно это является основой победы в другой цивилизационной войне, там не отвертки решают, а вот такие вещи. Это не только влияние на технику, на медицину. Это влияние на вооружение, на манипуляцию сознанием. Это огромная область, поэтому кто не дурак, тот понимает куда деньги надо вкладывать — в одну из этих областей.

Спасибо! Я вам желаю (и всем нам желаю) не тронуться умом от всего этого :).

Вопрос из зала: кто такой  я?

Вы несколько раз повторили: «Есть я, есть мой мозг». Все-таки, кто такой тогда я? Я не про тело говорю.  Мне кажется, что я —это и есть мозг.

Я надеялась на это, но в последнее время как-то разрушились мои иллюзии, потому что в той ситуации, в которой мои знания находится сейчас, я не могу сказать, что мой мозг и я это одно и то же. Я сейчас объясню в чем дело.

Одним зимним вечером сидела я, и вдруг мне приехала статья, из которой следовало, что мозг принимает решение за 30 секунд (это гигантское время) до того, как человек об этом узнает. Я думаю, это, наверное, от усталости у меня такое. Читаю. Они делают что? Человек должен выполнять какое-то задание, при этом его башка находится в томографе. Не важно в данном случае, как это снимается, важно то, что томограф, который выполняет определенные задания. Томограф щёлкает и ясно, что он задание принял. После этого идет время, а для мозговых дел тридцать секунд — дикое время, огромное, а человек потом на кнопочку нажимает. Это что было? Кто принял решение? Ему сказано – как только решишь, быстро нажми на кнопку. Разумеется, проверили, что это не моторное, это не то, что он тянулся долго. Там профессионалы работают. Что ж это такое? Стала смотреть, нашла авторов, написала сразу письмо, говорю: «Букву «м» не забыли? Может миллисекунды?». Нет, говорят, не забыли. Я говорю, а что делать вообще с этим?

А дальше начинается «The mind’s best trick». Я на костер не пойду за те слова, которые сейчас скажу. Мне очень неприятно, было бы совсем ужасно, хотя и возможно, если мозг помимо того, что он меня утешает, что я сама решение приняла, он еще к тому же мне посылает сигнал о том, что Я ЕСТЬ. Он есть, это да. Он говорит: «спокойно, ты личность, голосуешь, все в порядке». Тогда это страшный розыгрыш и оскорбление нам как homo sapiens, как целиком цивилизации. Я надеюсь, что это не так.

Это я так весело рассказываю, но на самом деле это трудный вопрос. Как ответить на него? Какие факты должны появиться? Даже теоретически? Вот на столе какие факты я бы хотела, чтоб фея принесла, которые бы мне доказали, что мозг и я — это одно и то же? Как это доказать-то? У меня даже нет минимального прогноза. В общем, мы должны к нему всерьёз относиться, потому что он нас обманывает. Про галлюцинации все помнят? Я в дурдоме лучшие годы жизни провела. )  Я вам хочу сказать, что человека, у которого галлюцинации, нет способа убедить, что на этом столе нет четырех зеленых чертей, потому что они для него такая же реальность, как для меня стакан. Он их видит, слышит, обоняет. Я еще спрашивала, белогорячечники очень хороши для этого, а пахнет се́рой? Серой, а на ощупь уж такой мерзкий, липкий, жесткий. Понимаете, его нет вообще, а мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию.

Напоследок, чтобы врубить так врубить. У вас какие есть основания считать, что все здесь есть? Какие? Я студентам тоже голову морочила, а они мне говорят: «Мы сейчас подойдем, Татьяна Владимировна, и вас ущипнем». Я смеюсь сатанинским смехом, потому что их щипок находится тоже внутри моей галлюцинации. Понимаете? Из этого нет выхода, если только начать в эту сторону думать, то тогда к психиатру все отправляемся сразу. Из того, что вы скажите, что мы видим то же самое, ничего не следует, потому что и вас-то нет, это у меня все. Равно как и меня нет. Это у каждого в голове. Так что про это все забыли, да и всё. Коньяк, и всё в порядке. 🙂

Начало лекции см. Как научить мозг учиться. Т.В. Черниговская. Часть 1

Лектор: Татьяна Владимировна Черниговская — доктор биологических наук, доктор филологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики.

Дата лекции: июнь 2015 г.
Длительность: 01:33:56 ч
Источник: YouTube канал Проект Открытое пространство

Транскрибация: Admin
Редактор: Kate Green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *